Флорентийские врачи принадлежали к гильдии врачей и аптекарей (l'arte dei medici e speziali), одной из старших гильдий города. Помимо врачей (medici) и аптекарей (speziali), в этой гильдии числилась куча народа, в том числе галантерейщики (merciai), художники (pittori), торговцы свечами (ceraioli) и канцелярскими принадлежностями (cartolai), переписчики и книготорговцы... всего десятка два профессий. Тут нужно пояснить - поскольку вся структура управления городом была завязано на гильдиях, менять их число было почти нереально. По этой причине новые профессии и специализации запихивали в старые гильдии по косвенным признакам: аптекари продают краски, пусть тогда художники числятся с ними. Те художники, которые параллельно занимались скульптурой или ювелирным делом, а таких было очень много в ту эпоху, могли оказаться в совершенно иной гильдии. Флорентийские гильдии представляли собой громадные корпорации людей, занимающихся очень разными вещами и слабо связанных между собой.
читать дальшеВ гильдию врачей и аптекарей брали всех желающих, способных заплатить вступительный взнос. Для претендующих на роль врача, однако, необходимо было сдать экзамен (от него освобождались лица с университетской степенью). Интересно отметить, что за все века существования гильдии никого на этом экзамене ни разу не провалили. Парк объясняет это так: 1) гильдия, слабая и плохо управляемая, не имела реальной власти запретить практику в городе не-членам, поэтому принимала всех: пусть лучше платят взносы и считаются членами; 2) в огромном городе с постоянным спросом на медицинские услуги врачи не особо боялись конкуренции, и уж во всяком случае, не со стороны тех бедняг без университетского образования, которые пришли сдавать экзамен.
Парк отмечает, что в описываемое время врачи вообще избегали жесткой конкуренции. Имея в своем распоряжении не очень эффективные методы и не будучи способными гарантировать излечение, они не стрмились отбивать друг у друга пациентов. Один покойник мог оказать куда более сильное влияние на репутацию, чем десять успешных исцелений. Напротив, они весьма любили устраивать консилиумы и делить ответственность. На длинной дистанции сотрудничество было выгоднее, чем противостояние.
А вот наоборот - бывало. Друзья и союзники Франческо Сфорца (герцог Миланский) и Козимо Медичи (неофициальный правитель Флоренции) чуть было не разругались, переманивая к себе врача, сумевшего вылечить жену Сфорца от бесплодия.
Помимо гильдии, Флоренция имела университет. Университет был довольно хилым и бедным, сильно уступая первоклассным вузам типа Болонского или Падуанского. В отличие от той же Болоньи, он никак не контролировал практическую врачебную деятельность и лицензирование. Университет изначально создавался с целью привлечь в город знаменитых врачей-профессоров и студентов. Сделано это было, кстати, немедленно после появления чумы, в 1349 году. На протяжении своей ранней истории он действительно был местом сосредоточения иностранных лекторов, в отличие от гильдии, где состояли врачи-граждане Флоренции. Это приводило к некоторым трениям в отношениях.

КАТЕГОРИИ ВРАЧЕЙ
Прежде чем говорить о том, какие тогда были врачи, надо понять, какая тогда была медицина.
Населению были доступны три вида медицинской помощи: божественная, врачебная и народная. К божественной - различным формам молений о здоровье - люди прибегали, когда болезнь принимала явно угрожающие и неизлечимые формы. Пойти помолиться определенному святому было тогда таким же распространенным предписанием, как сейчас - принять таблетку (у Трекслера есть интересный пример, когда мастеровой ругается в церкви перед образом "Христа-младенца в храме": "Я столько тебе молился и приносил пожертвования, а ты не смог вылечить моего сына! Чтоб я еще хоть раз связался с детьми! Вот если бы я обратился к тому, большому, - указывает на изображение взрослого Христа напротив, - он бы мне наверняка помог."). Напротив, народные лекарственные средства применяли при простых и распространенных недомоганиях. Количество рецептов народной медицины, также щедро сдобренной наговорами и молитвами, тогда было ничуть не меньше, чем в наше время. С учетом дороговизны и ненадежности тогдашней официальной медицины - даже больше.
Для врачей, таким образом, оставалась обширная зона посредине, где заниматься самолечением уже было опасно, а молиться, исповедоваться и принимать последнее причастие - еще рано.
Официальная медицина основывалась на заветах Авиценны, Галена, Аверроэса и компании. Болезни рассматривались как нарушения балансов различных жидкостей тела, или как еще какие-то нарушения балансов ("почему с похмелья болит голова? в нее поднимаются пары; растирание ног помогает опустить их вниз"). Лечились они прежде всего исправлением образа жизни - диетой, сном, упражнениями. Врачи средневековья отлично сознавали ограниченность собственных возможностей и старались соблюдать принцип минимального вмешательства. Если диета не помогала, в ход шли лекарства; если не помогали они, то хирургческое вмешательство. Разумеется, в случае переломов и ран хирург вступал в дело немедленно.
Всего выделяли три группы врачей - терапевты, хирурги и эмпирики.
Терапевты лечили внутренние болезни. Они имели университетское образование, получали степень после сдачи экзамена, в пышной церемонии с участием епископа или его представителя. Для них были сняты некоторые флорентийские запреты на роскошь, они могли гордо ходить в длинных мантиях, подшитых горностаем, на их похоронах было восемь свечей вместо четырех и т.п. Они носили титул "маэстро" (изредка "сер", но этот титул исчезает из обращения по отношению к врачам уже в середине XIV века и остается лишь для нотариусов). Эта категория врачей наслаждалась максимальными доходами и престижем.
Хирурги занимались хирургией. Иногда они имели университетскую степень, но количество таких степеней было на порядки меньше, чем для терапевтов. Чаще хирургоми становились по результатам ученичества у другого хирурга. Доходы лекторов по хирургии были раз в десять меньше, чем у терапевтов, да и обычные гонорары уступали терапевтическим. И мантии разрешалось носить только короткие.
Большая категория врачей звалась эмпириками. Они не имели формального образования, не знали латыни и с высокой колокольни плевали на Авиценну. В отличие от терапевтов и хирургов, эмпирики обычно специализировались в некоторых конкретных болезнях, операциях или процедурах. Часто эти операции были достаточно рискованного рода, требовали большого опыта и точности. Например, эмпирики часто специализировались на операциях по грыже или катаракте, в то время как университетские широкопрофильные хирурги всячески избегали их делать. Иногда эмпирики были самоучками, но иногда - носителями могучих традиций. Например, мощная школа эмпирической медицины, специализирующаяся на урогенитальных проблемах, существовала в Норчии, которая с XIV века экспортировала таких врачей по всей Италии. Флорентийские власти неоднократно принимали с распростертыми объятиями специалистов-эмпириков из Норчии, давая гражданство и пожизненно освобождая от налогов. Тот врач, из-за которого чуть не подрались Сфорца и Медичи, тоже был из Норчии. К сожалению, суть методов этой школы сейчас совершенно неясна.
Так или иначе, эмпирики занимали самое низкое положение на социальной и финансовой лестнице. Терапевты и хирурги считали их врачами второго класса, а часто и просто шарлатанами, чьи успехи обусловлены удачей. Из атрибутов доктора у них был только титул "маэстро". Тем не менее, в отдельных случаях они достигали значительного богатства и преуспевания, особенно когда были специалистами по опасным и важным недугам. Во всяком случае, среди многочисленных докторов, которых флорентийское правительство заманивало в город разнообразными льготами, нет ни одного университетского врача (по-видимому, они иммигрировали и так, без посул). Только эмпирики.
Общее число врачей в городе на протяжении ста исследуемых лет колебалось от 60 до 30 (параллельно с изменением населения с 120000 до 40000 - чума!). В середине XIV века число терапевтов и хирургов было примерно одинаково (30-35%), эмпириков было поменьше (20-25%), еще 10% не поддается идентификации. К середине XV века ситуация кардинально изменилась: терапевтов стало больше (60%), а хирургов сильно меньше (10%). К фактору престижности и зарплаты прибавилась проблема чумы, с которой первыми обязаны были иметь дело именно хирурги. (Этот момент у Парк я не очень понял. Мне казалось, что чума должна быть больше по специальности терапевтов. Наверное, имеется в виду непосредственное
симптоматическое лечения типа вскрытия нарывов и смазывания язв).
@темы:
Врачи, Чумные доктора